Славная история Горячеводского Успенского Храма

Казаками в 1825 году на площади созданной станицы Горячеводской (на месте ныне не действующего кинотеатра «Октябрь»)  был построен Храм Успения Божией Матери. Здание храма имеет свою историю. Он был перевезен в разобранном виде из станицы Дубовки Воронежской губернии. Можно себе представить, как много лет назад казаки, отправляясь на жительство в другие земли, разобрали по бревнышку свою казачью церковь в станице Дубовки и перевезли ее как святыню сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость. Успенский храм поставили на обширной площади и он красиво выделялся своими стройными объемами на фоне кудрявого Машука. Храм в своем окончательном виде строился, по всей видимости, при участии братьев Бернардацци – главных архитекторов города Пятигорска. 17 октября того же года состоялось освящение второго алтаря. Это был большой деревянный храм, просторный, рассчитанный на большое число прихожан. Архитектурное его решение приближается к типу шатровой архитектуры храмов: в общих приемах и стиле он напоминает старейший сохранившийся храм на Кавказских Минеральных Водах – Никольскую церковь в г. Ессентуки, построеную по проекту братьев Бернардацци, что позволяет говорить о возможном участии их в строительстве Успенского храма станицы Горячеводской.  В плане храм имел форму четырехугольного креста, греческого, равноконечного. Имел два алтаря. В барабане шатрового купола было 8 окон, поэтому центральная часть храма была хорошо освещена. В 1825 году к храму была пристроена колокольня, каменная, с деревянной надстройкой. В конце XIX века тесовые кровли были заменены железными,а перед кровавой революцией деревянную конструкцию храма стали заменять каменной. Важной особенностью Горячеводского храма было возведение вокруг здания каменной стены 125 саженей в высоту с 80 бойницами и 4 воротами. Ворота были также каменными и имели амбразуры для стрельбы. Храм представлял собой одновременно крепость, и в случае набегов горцев все жители станицы могли укрыться за его стенами, где казаки могли выдерживать осаду по несколько дней. Крепостная ограда была построена сразу же после освящения храма. На Тереке не было ни одного другого подобного храма с огромными крепостными стенами. Так как храм был казачий, в нем хранились боевые знамена волжских казаков с именами тех, кто воевал в русско-турецкой войне 1903-1904 годов.  Вся жизнь казаков была связана с храмом. Вот только один пример. Имеются сведения о том, что именно здесь в 1842 году венчались Аграфена Верзилина и Василий Диков, знакомые поэта Лермонтова по Пятигорску. Неслучайно это великое семейное событие происходило именно в станичном храме: ведь отец невесты – генерал Петр Семенович Верзилин – известный казак, первый атаман кавказского линейного войска. Здесь же, в храме, отпевали усопших, при храме находилось кладбище, и на старом кладбище поселка еще сохранились первые могилы.  В 1937 году храм был закрыт. В 1943 году он был снова открыт, но недолго. Спустя шесть месяцев его снова закрыли. В здании был устроен кино-клуб, архитектурный облик был искажен, так как здание постепенно разбиралось. В 70-х годах он был разобран совсем, тогда же была уничтожена и крепостная стена, ценнейший памятник оборонной архитектуры XIX века.  После закрытия храма православная община ст. Горячеводской собиралась для богослужений в разных домах верующих, пока в 1947 году у некоего гражданина Жебриса Иосифа Иосифовича общиной не был куплен дом с земельным участком, который был перестроен в молельный дом, и где и сейчас находится Храм Успения Божией Матери.   Впоследствии неоднократно производилось расширение храмового здания, так как оно не вмещало уже всех молящихся.  История Успенского храма тесно связана с жизнью всей Русской Православной Церкви и хранит немало славных страниц. Вступив в январе 1858 года в управление Епархией, епископ Игнатий(Брянчанинов) решил в ближайшее лето объехать всю ее кавказскую часть, соединив обзор церквей и причтов с лечением на Водах. 15 мая Святитель выехал из кафедрального города Ставрополя. В пути его сопровождал сильный казачий конвой. Шла Кавказская война и «не было места на всем Предкавказье, где не угрожал бы путнику или плен, или шашка, или меткая пуля черкесская, и поэтому он непременно должен был иметь и память о смерти и готовность встретить ее по-христиански». Епископ в дороге постоянно держал при себе дароносицу для, может быть, последнего Причастия. Приходы Кавказской епархии были разбросаны, подобно островам в море, по области линейных казаков, чье духовенство было отделено от епархии и подчинялось только Обер-Священнику Отдельного Кавказского корпуса, находящемуся в Тифлисе. Путь архиерея пролегал по цветущей степи через станицы Марьевскую и Сергиевскую, селения Высоцкое, Журавское и Китаевское до Новоселицкого. Далее, через Чернолесское, Маслов-Кут и Нины, вдоль реки Кумы до Воронцовского (ныне Зеленокумск). В конце мая через Новозаведенное епископ добрался до Георгиевска.Посещая епархиальные города и веси, Владыка осматривал местные храмы,знакомился с духовенством и его нуждами, совершал богослужения, произнося написанное им «Поучение к народу епархии». Находясь в Пятигорске, Епископ Игнатий посетил казачий храм в станице Горячеводской. Совершив богослужение в станичном храме, он не единожды бывал в этой станичной церкви, внимательно изучал ее архивы. В конце 20-ых – начале 30-ых годов в Успенском храме служил подвижник XX столетия священник Петр Курлеев, который впоследствии был расстрелян за веру православную. В Горячеводске о. Петр прослужил 8 лет, всеми признанный, любимый и почитаемый за свою скромность и простоту, за настоящее подвижническое служение. В храме было всегда много прихожан, когда служил батюшка, потому что на проповеди к отцу Петру стремились попасть верующие из других приходов.16-го января батюшку арестовали, и позже расстреляли. После расстрела фотография батюшки под большим секретом была размножена и распространена среди прихожан Успенского храма для молитвенного поклонения как мученику Христову. А заупокойную службу по убиенному отслужил в Успенском храме при закрытых дверях архиепископ Пятигорский и Буденовский Мефодий (Абрамкин) – бывший на кафедре с 1933 по 1937 год, который в это время служил в Успенском храме и который повторил мученический подвиг отца Петра с разницей в 7 лет. Лето 1937 года было последним в жизни Архиепископа Мефодия. Последние три года он служил в Горячеводском Успенском храме, изгнанный обновленцами из Михайловского собора. Архиепископ Мефодий был членом Священного Синода, последними сослуживцами Владыки были протоиерей Владимир Борисенко и настоятель Успенского храма протоиерей Иоанн Ключник, перешедший было к обновленцам, но затем вымоливший прощение у Архиепископа Мефодия. Все трое были арестованы осенью 1937 года. В последний раз Владыку видели в следственном изоляторе города Ставрополя. Далее его следы теряются. В Горячеводском Успенском храме в особом киоте хранится его фотография и панагия. Постник, молитвенник, страдалец за веру – таким остался Высокопреосвященнейший Мефодий в памяти знавших его людей.архиепископ Мефодий(Абрамкин)                                                                                                                                                                              В Успенском храме служили и служат ревностные пастыри, своей верой пробуждающие любовь к Богу в сердцах многих людей. Своими пастырскими талантами они сумели привлечь в церковную ограду немало молодежи. Но основу прихода составляли и составляют пожилые люди, в основном женщины, простые и смиренные молитвенницы, которые поистине являются хранителями Веры, передавая ее своим детям и внукам. Слава Богу в последнее время в храме можно встретить много молодых людей. В 1992 году на площади, на месте, где находился старый Успенский храм, был поставлен крест в память о убиенных священнослужителях и казаках.С помощью Божией, здесь построили часовню в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Активное участие в строительстве часовни принимали Горячеводские казаки. Священнослужители Успенского храма помогают возрождению казачества в Пятигорске. Вот уже 20 лет существует казачья община. Вся жизнь казаков, как и прежде, связана с Церковью. Все важные вопросы казачества решаются на круге (собрание всех взрослых мужчин-казаков). На круге обязательно присутствует священник, потому что если священник отсутствует на круге или вышел из его состава, то все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствии совета стариков, считаются недействительными. Да и сам круг начинается с молитвы словами: «Именем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа». Атаман и казаки принимают присягу в храме Божьем, перед Крестом и Евангелием. Храм Божий для казака – это его Дом. В старые времена посещение храма в дни богослужений и по праздникам для казаков было обязательным.  Одними из главных святынь храма является икона святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, с частицей его святых мощей, икона с частицей мощей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), иконы Пресвятой Богородицы «Спорушница грешных» и «Моздокская», которые имеют особенное молитвенное почитание среди верующих, а также хранящаяся в особом кивоте панагия и фотография священномученика Мефодия, о котором уже упоминалось выше. В храме находится икона Св. Великомученика Георгия Победоносца , которая была подарена храму в 1915 году семейством запасных казаков ст. Горячеводской. Хранятся  хоругви еще от старого храма, которые были сооружены казаками ст. Горячеводской в память службы за Кавказом во 2-ом Волжском полку в 1906 г.